Мой сайт


Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 20.09.2024, 15:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Апрель » 4 » Профилактика плоскостопия доклад. Будь здоров.
18:17

Профилактика плоскостопия доклад. Будь здоров.





Правила поведения за столом


Правила поведения, как за столом, так и правила этикета вообще, должны соблюдаться и дома и в детском саду. Поэтому мы предлагаем Вам примерный список правил, которых мы придерживаемся в детском саду.
Ваш ребенок достаточно взрослый, для тех требований, которые к нему будут предъявляться. То, чему Вы научите ребенка в раннем возрасте – останется на всю жизнь. Очень важно не упустить момент его очень страстного желания - делать все самостоятельно! Если этот момент упустить и делать всё за ребенка (я делаю аккуратнее и быстрее; он еще очень мал; и т.д.) Вы рискуете, прежде всего, психическим здоровьем ребенка. Упущенный навык в определенном возрасте, (а виновны только Вы – не научили!), создает потом трудности, прежде всего, для ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки… Родители, помните! Вести себя ДОМА нужно ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ! Никогда не давайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!» Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали, есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а тут мама вдруг начинает ругать!!! Ребенку непонятно почему вы так поступаете…

ЕСЛИ это нельзя – это нельзя ВСЕГДА!
ЕСЛИ это можно – это можно ВСЕГДА!

  • Ребенка, как можно раньше (уже с года!) можно посадить с вами за общий стол, но оставив его высокий стульчик. Малыш непременно оценит Ваше внимание к его «персоне»! Ему не меньше Вашего хочется быть взрослым.
  • В столовую (кухню) мы не приносим игрушки. Столовая - только для еды. «Отнеси игрушки в игровую. Положи их на стульчик, просто на полу в уголке... Игрушки подождут тебя, пока ты поешь…».
  • Мы сели за стол. Прекращаем все игры и разговоры. За столом мы только едим, а не играем.
  • Приучайте ребенка, есть первые блюда, молочные супы, кисель (жидкие блюда) ложкой. Вторые блюда – вилкой. Таким образом, Вы приготовите его к смене приборов, с которой ему придется столкнуться в дальнейшем.
  • Ребенка нужно учить сразу держать ложку правильно! Её нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним (НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ В КУЛАКЕ! Переучивать будет сложно). Вот так!
  • Жевать нужно только с закрытым ртом («чавкать» за столом – недопустимо!)
  • Еду нужно класть в рот по чуть-чуть, а не «набивать» полный рот. Никогда не клади весь хлеб, всю фрикадельку или большой кусок еды в рот. Есть нужно только маленькими кусочками! (Иначе, ты или подавишься, или задохнешься, или выплюнешь все обратно, что НЕДОПУСТИМО!) ( Если ты так сделаешь в гостях, или при постороннем, то ему будет плохо и неприятно. Так делать стыдно!)
  • «Тянуть» с ложки суп нельзя. Нужно просто «вылить» суп в рот (так, чтобы тебя никто не слышал).
  • Нельзя класть локти на стол. Рука должна упираться об стол «серединой» между запястьем и локтем. (Если у тебя локоть лежит на столе, тебе неудобно есть!)
  • Самое главное правило: мы поднимаем руку и несем ложку ко рту, а не выгибаем шею «зигзагом», чтобы рот «попал» на ложку. Рука к столу не приклеена! Рука должна двигаться, а не голова! Если ребенок не понимает, нужно брать и поднимать его руку за локоть!, помогая ребенку справиться на первых этапах.
  • В то время когда ты жуешь, ложка (вилка) должна лежать на тарелке. Нельзя класть ее на стол, размахивать ею, стучать по тарелке или по столу. Ты можешь ударить соседа, расплескать суп или еду, опрокинуть тарелку.
  • Если левая рука не занята хлебом, она должна лежать НА столе, а НЕ ПОД столом.
  • Спина должна быть прямая, не стоит выгибать спину в виде «?» и упираться грудью в стол, потому что вскоре у тебя будет болеть желудок (живот).
  • Когда ты пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе. Оторви локти от стола и подними чашку ко рту. Спина должна быть прямая!
  • Пить надо тихо. Так, чтобы тебя никто не слышал.
  • Когда ты выпил, поставь чашку на стол. Держать ее в руке не надо (рука устанет и в результате ты либо уронишь чашку, либо расплескаешь все на стол, а то и на пол).
  • Вставая из-за стола, обязательно нужно поблагодарить: спасибо!
    Приятного аппетита!

СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.


ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кто может рассказать, что думает младенец?
Кто может проследить те нити паутины,
По коим путь находит человечек -
В слезах слепой и одинокий -
От берегов таинственного мира
В наш мир, на землю, к свету дня?
Неизвестный автор
Цит. по В. Друмману. 1910.

Говорят, никто так хорошо не знает, интуитивно не чувствует своего ребенка, как родители. Родительская любовь и интуиция, традиции семейного воспитания дают ощущение того, что воспитание ребенка осуществляется в нужном направлении. Однако откуда же возникают проблемы в развитии? Почему малыш развивается так, а не иначе? Появляющиеся черты характера, склонности, предпочтения - это возрастные или индивидуальные особенности ребенка? Тысячи, десятки тысяч вопросов встают перед нами!
Сегодня мы коснемся психолого-педагогических аспектов организации правильного питания детей дошкольного возраста, данных, которые могут служить ключом к предвидению и преодолению возможных трудностей.

Прежде всего, запомним:

- Питание малыша должно быть полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы (для дошкольников соотношение данных веществ составляет 1:1:3

или 1:1:4; если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пища будет усваиваться плохо), минеральные вещества, витамины, воду.

- Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма (в течение дня пищу распределяют примерно так: 35-40% приходится на обед, 10-15% на полдник, остальное - равномерно, примерно по 25% на завтрак и ужин).

- Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

- Пища должна быть вкусной. Необходимо, чтобы ребенок ел с аппетитом.

- Для растущего детского организма вреден как недокорм, так и перекорм

Жалобы на плохой аппетит детей не столь редки. И перепуганные родители делают все, чтобы ребенок поел:

ЗАВТРАК
"В доме с утра
Снова игра:
Ложка стала лопаткой,
Мама - пилотом,
Дед - самолетом,
Бабушка - резвой лошадкой.
Кто, как умел,
Ржал и шумел
В тесной квартире нашей.
Лишь каша,
Которую Миша не съел,
Так и осталась кашей".
С. Махотин [1]

Кроме того, в настоящее время чаще стали появляться случаи возникновения уже в дошкольном возрасте такой патологии, как ожирение, ведущей к пагубным изменениям в еще не сформировавшемся организме маленького ребенка.
Оставляя в стороне случаи, которые находятся в компетентности врача, можно с уверенностью сказать, что аппетит будет нормальный, а значит и физическое состояние ребенка в полном порядке, если следовать некоторым правилам:

1) Ребенок - существо социальное, потребности и интересы ребенка всегда связаны со взрослым. Образец отношения к той или иной стороне действительности, в частности к приему пищи, вкусовым предпочтениям, которые дает семья, обладает огромной силой. Полученные в психологических исследованиях данные Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б., Вераксы Н.Е. [2] свидетельствуют о том, что, для ребенка наиболее близким человеком, образцом для подражания, прежде всего выступает мать. С ней ребенок чаще общается, делится впечатлениями, ее больше, чем остальных членов семьи, слушается. Отцы в иерархии межличностных отношений ребенка в семье занимают второе место. Что касается бабушек и дедушек, то дети достаточно часто делятся впечатлениями, но вот слушаются только лишь в 3% случаев, зато в 50% - капризничают.
Поэтому "массированность" влияния матери и отца, результативность воспитания вкусовых привычек, как в сторону позитива (полезные для организма ребенка продукты), так и негатива (вредные для здоровья вкусовые пристрастия), намного будет превосходить влияния других взрослых: бабушек и дедушек, воспитателей, нянь, гувернеров.
Малыши впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Поэтому если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, "что он ничего не ест, мало ест", "привередлив в еде", сами подают пример излишней, чрезмерной "разборчивости в пище" - это крайне отрицательно будет влиять на аппетит ребенка. Другие крайности: либо безмерное беспокойство взрослых, подчеркнутое внимание к тому, сколько съедено ребенком, убеждение, что надо съесть еще и еще, либо отсутствие должного контроля за приемом пищи, когда ребенок ест что хочет и сколько хочет - может привести к установлению таких условно-рефлекторных механизмов психической деятельности, которые приведут к гипертрофированно излишней потребности в пище, впоследствии ведущей к нарушению обмена веществ в организме ребенка.

2) Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное блюдо: "Я не хочу", "Не люблю", "Это для меня невкусно" или напротив, легко соглашаются с чрезмерным желанием ребенка принимать неоправданно большое количество пищи, уступая его капризам: "Я хочу еще булочки", "Я хочу много - премного картошки".
Естественно, что новый, вводимый в рацион продукт или блюдо может вызвать данную реакцию.
Также, когда ребенок невольно приучается переедать, в один прекрасный момент вы можете столкнуться с проблемой непомерного аппетита собственного дитя, капризами и упорством, которыми ребенок будет требовать себе пищу.
Но если вы проявите должный такт и терпение, возьмете за правило убеждать ребенка, объясняя необходимость, полезность разумного приема тех или иных продуктов питания, развивая его вкус к пище, осознанную мотивацию (почему надо принимать именно такое количество пищи), то во многом проблемы будут преодолены.

3) С психологической точки зрения, любое действие, поступок имеют мотив или причину. Попытайтесь осознать причину плохого аппетита или чрезмерного "увлечения" детьми едой.
Если малыш систематически отказывается от еды, аппетит его резко ухудшился - можно предположить недомогание. Переедание также свидетельствует о нездоровье. В этом случае потребуется консультация, вмешательство специалиста.
Если он отказывается от еды, потому что устал или расстроен чем-нибудь, подход будет иным (в психологии он назван "активное слушание", когда взрослый дает понять ребенку, что догадывается о его переживании (состоянии), "слышит его". Предложите помощь, озвучив чувство, состояние ребенка, объясните свои действия: "Ты устал, тебе сегодня трудно, я помогу тебе, давай покормлю" или предоставьте ребенку "отсрочку" в действии: "Не хочешь кушать, потому что устал (расстроен, рассержен), отдохни (успокойся, пусть пройдет обида), поешь позже". Чаще всего следствием в данном случае вашего мудрого, сдержанного поведения будет то, что ребенок "передумает" и начнет есть.
Часто жалобы на плохой аппетит не оправданы. Например, на завтрак ребенок получил достаточно калорийную пищу - в этом случае может быть перенос времени приема пищи.
Давайте ребенку только то количество пищи, которое он охотно и без ущерба для здоровья съедает. Вредны уговоры, запугивания, обещания: "Если поешь (не будешь много есть) - куплю...", "Ешь, а то собачка съест", "Не будешь есть, не пойдешь на прогулку", а также отвлечения на игрушки, чтение книг, игры-забавы, используемые для того, чтобы ребенок съел всю порцию.
Профессор А.А. Кисель писал: "Вполне здоровый ребенок отличается обычно хорошим аппетитом и съедает столько, сколько нужно для его возраста". Основным критерием того, достаточно ли ест ребенок или мало, является соответствие его весовых показателей росту.

4) Крайне отрицательно влияют на аппетит, формирование вкусовых привычек грубые ошибки, допускаемые родителями в процессе формирования культуры поведения ребенка за столом, например, "одергивания" типа: "не чавкай", "как ты держишь вилку?!", "не кроши", "у тебя не руки, а крюки" и т.д. Милые родители, а у вас самих возник бы аппетит, желание наслаждаться пищей в таких условиях? Дружелюбный тон общения, равно как вера в потенциальные возможности ребенка - вот условия успешного воспитания.

5) Несомненно, формированию должного аппетита способствует развитие навыков самостоятельности, культуры еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда, тем быстрее и без проблем он с ней справляется. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку, понимание того, что овладение данными навыками требует времени. Ловкость, аккуратность приходит не сразу. На третьем году ребенок должен научиться правильно и аккуратно пользоваться ложкой, салфеткой, на четвертом - вилкой, на пятом - можно пользоваться и ножом.

6) Если вы приучаете ребенка к полной, красивой сервировке стола: удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, к скатерти или салфеткам, то вы решаете одновременно задачу воспитания положительного отношения к еде.

7) Ребенок должен осознанно и эмоционально положительно относиться к процессу приема пищи. Осознанность и приятное предвкушение пищи "готовит" организм к тому, чтобы пища была усвоена с пользой. В связи с этим интересны такие приемы, как: загадывание детям загадок о продуктах, беседы-рассуждения, введение ребенка в проблемную ситуацию, в которой он должен сделать самостоятельный выбор.

ЗАГАДКИ
ПРОСТОКАШИНО
"Загадки отгадать легко:
Дает корова... (молоко)
Из молока, всем ясно,
Мы получаем... (масло)
Отгадай загадку нашу:
Не испортишь маслом... (кашу)
Любимая и желанная
Всем детям каша... (манная)
Всем детям рост обеспечивает
Черная каша...(гречневая)"
О.Епифанова

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

1. "Выбери правильные ответы и проверь себя.
Когда и где можно есть сладкое?
- На прогулке
- В постели перед сном
- В метро
- В театре
- За столом сразу после еды
- Когда смотришь телевизор
- В автобусе
- После обеда"

2. "Почему есть сладости в любое время, когда захочется, вредно?
- Может заболеть живот
- Будешь плохо расти
- Будешь чаще болеть
- Могут заболеть зубы
- Может испортиться аппетит".

3. "Как правильно вести себя за столом?
Выбери правильные ответы:
- Пить залпом
- Спешить
- Пользоваться салфеткой
- Класть в рот небольшие кусочки
- Не говорить с полным ртом
- Чавкать
- Объедаться
- Есть руками
- Накалывать на вилку целую котлету
- Пить медленно небольшими глотками
- Хорошо пережевывать пищу
- Есть пищу с удовольствием, потому что она полезна
- Сильно дуть на суп
Какие правила ты соблюдаешь, а какие нет? Почему?"

- Беседы - рассуждения после прочтения 2-ой главы из сказки А. А. Милна "Винни - Пух и все остальные"
"Помнишь, Винни Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику?
Что они ели?
Кто все это съел?
Что с ним стало?
Почему?" [5]
Полезно переедание или нет?
Как бы ты посоветовал вести себя медвежонку Пуху, когда он в следующий раз пойдет в гости к Кролику, чтобы он не попал в безысходное положение?

Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен.
Л.Н. Толстой писал о значении периода детства в развитии человека: "Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг".
Родители хотят видеть свое дитя прежде всего здоровым. Питание детей - это главный компонент любой "здоровье - сберегающей" педагогики. Поэтому важно серьезно задуматься о правильно организованном питании без ущерба для физического и психического здоровья каждого ребенка.


Обед с макаронами

Макароны понарошке
назывались "макарошки".
Макароны-макарошки
раскатились по дорожке.
Собралась большая рать
макарошки собирать:
Мышка, Кошка, пёс Тимошка,
мушка Нюшка,
Жук Чернушка и какая-то лягушка.
Да, но Мышке, да, но Кошке,
Да, но глупому Тимошке, мушке Нюшке
И Чернушке (Так же как чужой лягушке)
Макарошки не нужны, макарошки им смешны
И на вкус, и на слух, и на ощупь, и на нюх!
Кошка любит только сало.
Мышка ест довольно мало.
Пёс Тимошка любит суп.
Мушкин вкус довольно груб.
Утром, днём и ввечеру
жук Чернушка ест кору.
- Ну, а чем, - спросила Мушка, -
Чем питается лягушка?
А лягушка ей в ответ:
- Приходите на обед!
И ушла к себе в болото,
За собой закрыв ворота.

* * *

По ягоды

Зе-мля-ни-ка
К земле никла,
Разомлев от зноя,
Спряталась за хвою...
Ну, да я не поленюсь:
Низко-низко наклонюсь.
Вот где недотрога!
Не одна! Их много!
За шелковый поясок
Привязала туесок
Из бересты белой
Для ягоды спелой.
Ягодки тебе, дружок,
Сладкий будет пирожок.

Л.Корчагина

* * *

Каша

Если печка - то печёт,
Если сечка - то сечёт,
Если гречка - то гречёт?
Вот и нет,
Она - растёт!..
Если гречку собрать
И в горшок положить,
Если гречку водою
Из речки залить,
А потом,
А потом
Долго в печке варить,
То получится наша
Любимая каша!

И.Мазнин

* * *

Бобик

Жил забавный Бобик
В будке.
Ел на завтрак
Незабудки.
На обед
Он ел
Пионы,
А на ужин -
Шампиньоны.
Он душистые Сосиски
Отдавал соседке-
Киске.
А когда ходил он
В гости,
Приносил под мышкой
Кости.

Г.Новицкая

* * *

Почему исчез обед?

-Повар, повар,
Где обед?
- у меня обеда нет!
Был обед, да от него
Не осталось ничего!
Помню, было на обед
сто одиннадцать котлет,
Сто одиннадцать пирожных -
Заварных и всевозможных.
И компота три ведра
Было сварено с утра.
В том котле
была картошка,
А в другом -
Была окрошка,
А в кастрюле был творог.
Я попробовал немножко,
А потом-
Ещё немножко,
А потом -
Ещё чуток,
А потом -
Ещё чуточек,
А потом -
Ещё кусочек,
А потом -
Ещё отведал,
После сел да пообедал,
Поглядел - обеда нет!
Сам не знаю, где обед!

В.Орлов

* * *

Семейка

Мышка в кружечке зелёной
Наварила каши пшённой.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось -
Ни крупинки не осталось.

из чешской народной поэзии

* * *

Помощник

Мама
Ставила
Пирог,
Я, конечно,
Ей помог:
В тесто
Бросил
Горсть
Корицы,
Вылил
Баночку
Горчицы.
Я пирог
Испёк
На славу!...

А вот есть его
Не мог.

Роман Сэф

* * *

Рецепт на завтрак

Если вам на завтрак мама
Столь невкусный кислый творог
Под предлогом, что полезно,
Попытается подать,
Вы скажите: "Что ты мама!
Просто так — не актуально.
Надо сделать аппетитно,
Мы тебе расскажем как.

В горку творога простого
Положи чуть-чуть сметаны,
Чтобы творог стал помягче
И приятней на язык.
Добавляй в ту массу смело
Ты изюм, кокоса стружку,
Малу толику ванили
И корицу не забудь.
А теперь перемешай все
И выкладывай на булку,
Что порезана кусками
Где-то в палец толщиной.
Запекаем все в духовке
И за 5 минут получим
Прехрустящий и нежнейший
Для детей деликатес.
Вот тогда мы с аппетитом
Творожок хрустящий смелем
Да еще не раз добавки
Умудримся попросить".


ВИТАМИННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

При полной недостаточности в организме каких – либо витаминов развивается паталогическое состояние, называемое авитаминозом. Для обозначения вида авитаминоза к этому термину добавляют название витаминов, например авитаминоз А,В, С. При частичной недостаточности витаминов наступает паталогическое состояние, именуемое гиповитаминозом. В зависимости от причин, вызвавших витаминную недостаточность (ВН), различают экзогенную и эндогенную формы.

Наиболее распространена экзогенная, или первичная, форма, обусловленная низким содержанием витаминов в пище. Эндогенная, или вторичная, форма связана с нарушением всасывания витаминов в ЖКТ при острых или хронических заболеваниях, глистных инвазиях, злокачественных новообразованиях, эндогенных нарушениях (гипертиреоз, нарушение функции надпочечников). Авитаминозы встречаются в странах Азии, Африки и Южной Америки, чаще всего во время войн. В экономически развитых странах нередко наблюдаются гиповитаминозы.

Недостаточность какого – то одного витамина не ограничивается расстройством обмена только этого витамина, а приводит к нарушению обмена веществ в целом.

Распознавание авитаминоза осложняется неспецифичностью клинических симптомов. Количественное определение витаминов в жидкостях и тканях организма также не основной критерий для подтверждения авитаминоза. В связи с этим диагноз авитаминоза ставят на основании оценки совокупности анамнестических, клинических и лабораторных данных.

При повышенной потребности организма в витаминах, что фиксируют при очень низкой или очень высокой температуре воздуха, повышенном нервно – психическом и физическом напряжении, кислородном голодании или работе с вредными веществами, ВН может развиться и при достаточном содержании витаминов в пище.

Гиповитаминозы можно рассматривать как начальную стадию авитаминозов. Гиповитаминозы возникают в связи с сезонными колебаниями содержания витаминов в пище, неправильным хранением продуктов, употреблением рафинированных продуктов (сахар, изделия из муки высшего сорта), недостаточным употреблением фруктов и овощей. У беременных и кормящих матерей гиповитаминоз может появляться в результате передачи значительного количества витаминной плоду через плаценту и ребенку с молоком.

Клиническая картина гиповитаминоза неспецифична, так как субъективные расстройства (общая слабость, быстрая утомляемость, повышенная чувствительность к холоду) возможны при любом заболевании.

Профилактика должна осуществляться в общегосударственном масштабе и касаться контроля за содержанием витаминов в продуктах ежедневного потребления, совершенствования технологии производства пищевых продуктов, направленной на обогащение их витаминами и максимальную сохранность витаминов. Личная профилактика заключается в соблюдении кулинарных правил приготовления блюд, а также в использовании продуктов богатых витаминами (шиповник, черная смородина, цитрусовые, зеленый лук, квашенная капуста, дрожжи, рыбий жир).


О правильной осанке.

Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды - питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а следовательно, и газовый обмен в организме.

Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды - питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а следовательно, и газовый обмен в организме.

Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы), либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление отклонения позвоночника от вертикальной линии.

Необходимо проверить и те позы, которые принимают дети во время гимнастики, рисования, настольных игр и игр в песочном дворике, где дети подолгу просиживают на корточках.

Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении. Со слабостью мышц надо бороться в первую очередь общими мерами, укрепляющими организм. Это ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (во время прогулки), развлечения (катание на санках, кегли, мячи, скакалки).

Основные требования к движениям детей, важные для формирования осанки.

Во время ходьбы ребенок должен идти не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы приучить ребенка не наклонять голову вперед, надо дать ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 г). Бег должен быть непринужденным, со свободными движениями рук.

Прыжкам надо обучать осторожно и заботиться больше всего не об овладении высотой или длиной, а о мягком приземлении. Для выработки правильной осанки надо начинать обучение прыжкам с мягкого приземления (подскоки, подпрыгивания).

При упражнении в метании следует заботиться о правильном замахе, который вырабатывает навык метания и вместе с тем укрепляет мышцы плечевого пояса. Дети должны упражняться в метании как правой, так и левой рукой. Это развивает мышцы симметрично.

Кроме упражнений в основных движениях, с детьми старшей группы проводятся упражнения, укрепляющие отдельные, наиболее слабые группы мышц. Выбирая такие упражнения, надо заботиться, чтобы они укрепляли (а не растягивали или расслабляли) слабые мышцы плечевого пояса, спины, живота. От выбора движения, составляющего основу упражнения, зависит его влияние на осанку.

В каждом движении важно наметить элемент, который надо выполнить особенно отчетливо, и подобрать для этого методический прием. В упражнениях, связанных с отведением рук в стороны или качанием рук спереди назад, обращается внимание детей на большее отведение рук и плеч, на сведение лопаток. При раскачивании прямых рук спереди назад нужно требовать, чтобы "маятник" качался равномерно.

При поднимании рук вверх дети обязательно должны поднимать и голову; добиться этого легче, если у ребенка в руках обруч, палка и на нее надо посмотреть.

В результате у детей укрепляется мышечная система, органы дыхания и кровообращения, совершенствуется координация движений. Все это способствует формированию правильной осанки.


Режим дня - основа здорового образа жизни

Рациональный (оптимальный) режим дня – это организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями детского организма.

Неправильно понимать режим дня как жесткий распорядок дня с обязательным специальным повторением в строго установленное время событий. Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим – это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Оздоровительный режим должен быть построен с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья детей, биоритмологического профиля, возрастных различий, эмоционального состояния и других внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребенка.

Принципы организации рационального режима дня.

1. Соблюдение стройной системы стереотипно повторяющихся режимных моментов:

*времени приема пищи;

*продолжительности дневного (1,5 – 2 часа) и ночного (10-11 часов) сна; времени укладывания на сон;

*общей длительности ежедневного пребывания ребенка на свежем воздухе (до 4-5 часов).

остальные компоненты режима могут быть динамическими. Такой режим способствует развитию у детей хорошей адаптации (приспособлении) к меняющимся условиям.

2. Организация режима дня в соответствии с околосуточными, недельными и сезонными ритмами, появления которых составляют биоритмологический профиль ребенка.

*Околосуточные ритмы проявляются в динамике умственной и физической работоспособности в течение дня, эмоциональной реактивности детей с последующим их разделением на представителей преимущественно «утреннего» («жаворонки») или «Вечернего» («совы») типов и аритмиков с высокой или низкой работоспособностью в течение дня. С учетом проявления околосуточных ритмов рекомендуется строить образовательный процесс.

*Недельные ритмы проявляются в недельной динамике работоспособности детей (например, дни высокой умственной работоспособности – вторник и среда, следовательно, занятия, требующие усиленных умственных затрат, рекомендуется планировать в эти дни; четверг – день, когда в организме ребенка наступает пик психофизиологической усталости, следовательно, этот день следует отвести для развлечений, экскурсий и т.п.)

*Сезонные ритмы играют важную роль в определении состояния здоровья детей. Ряд исследований показал, что рост числа респираторных заболеваний осенью и весной связан с нарушением слаженности ритмов и, как следствие этого, со снижением устойчивости организма к болезнетворных воздействиям.

В период биологической весны значительно возрастает амплитуда биоритмов большинства функций организма, т.к. весной резко ускоряется ход внешних астрологических часов: увеличивается продолжительность светового дня, солнечная активность, напряжение магнитного поля Земли. Внутренние биологические часы детского организма активно реагируют на это: резко увеличивается амплитуда большинства биоритмов, следствием чего являются повышение возбудимости нервной системы, сокращение количества гормонов эндокринных желез и желудочно-кишечного тракта. Весной организм становится как бы разлаженным, поскольку происходит столь резкая эндокринная перестройка. Ребенок становится менее устойчивым к различным неблагоприятным воздействиям, в том числе к перепадам погоды. Все это в конечном итоге ведет к снижению иммунитета, к подъему различного рада воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей и легких, заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Следовательно, при организации образовательного процесса в ДОУ необходимо варьировать объем умственных и физических нагрузок на каждого ребенка в соответствии с его состоянием здоровья в различные сезоны года.

3. Построение образовательного процесса (который приходится на период бодрствования) на основе физиологических закономерностей изменения работоспособности ребенка.

Психофизиологическая основа рациональной организации образовательного процесса – работоспособность (когда организм ребенка затрачивает максимум энергии и, экономно ее расходует, достигает поставленной цели).

Признаками высокой работоспособности у ребенка могут быть:

- желание ребенка работать самостоятельно;

- умение концентрировать внимание;

- умение принимать, удерживать и добиваться поставленной цели.

В соответствии с влиянием околосуточных ритмов на организм ребенка динамика его работоспособности в течение дня изменяется. Подъем работоспособности наблюдается с 9 до 12 часов дня и с 16 до 18 часов вечера (временные промежутки индивидуальны). Индивидуальные особенности работоспособности определяются физическим развитием, функциональным состоянием организма, индивидуальными особенностями ВНД, состоянием здоровья, эмоциональным состоянием. Ослабленные дети имеют низкий уровень работоспособности, повышенную утомляемость.

Группы детей по уровням работоспособности

(с учетом индивидуальных особенностей нервной системы)

1. Дети с сильным, уравновешенным подвижным типом нервной системы (сангвинический тип темперамента) – дети, которые обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, внимательно слушают, легко переключаются на новое дело, новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.

2. Дети с сильным неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерический тип темперамента) – дети нетерпеливы, несдержанные, труднее переключаются на новый вид деятельности; если будут заинтересованы – могут работать долго, если нет – отключаются мгновенно; работоспособность у таких детей очень неустойчива и полностью зависит от мотивации.

3. Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматический тип темперамента) – эти дети медленно сосредотачивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, а включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

4. Дети со слабым типом нервной системы (меланхолический тип темперамента) - они робки, медлительны, малейшие затруднения отвлекают их, не умеют работать, не отвлекаясь, быстро утомляются, динамика работоспособности очень низкая.

Условное разделение детей по уровням работоспособности позволит педагогу в процессе совместных занятий подобрать индивидуально – дифференцированные нагрузки для каждого ребенка.

Таким образом, рациональный режим дня необходимо рассматривать как приурочивание, налаживание, настройку биоритмов растущего организма применительно к конкретным условиям окружающей ребенка среды. Оздоровительный режим включает в себя достаточную умственную нагрузку и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

Признаки правильно составленного режима дня:

1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов и др.)

2. Ребенок спокойно переходит из одного состояния в другое (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому;

3. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон;

4. Ребенок принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится.



Источник: xn--52-dlcmzfvul5c5e.xn--p1ai
Просмотров: 353 | Добавил: froackhad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz